Украина и Польша за свое соседство обречены на
сотрудничество и взаимное развитие. Несмотря на то, что мы немного отстаем от
наших соседей, некоторые проекты нам все-таки удается реализовывать. И
довольно успешно, в частности, речь идет о совместной организации и проведения
Евро-2012.
Кроме того, мы активно работаем с поляками по
развитию туризма, организовываем туристические поездки в Польшу. Перенимаем их
опыт, а они - наш. На горизонте появляются новые проекты и интересные идеи
относительного организации бесплатного
образования в Польше для украинцев. Правда, многое будет зависеть от того,
Украина подпишет Соглашение
об ассоциации с ЕС.
Вице-министр спорта и туризма Республики Польши Катажина Соберайська во время визита во Львов
рассказала о опыте от проведения Евро-2012, развитие туризма, взаимную рекламу.
- Госпожа Катажина, в 2012-м ваше министерство курировало
спортивную и культурную часть Евро-2012... Скажите, как вы оцениваете
проведение еврочемпионата Украиной и Польшей?
- Мне легче говорить о Польше. Но
Украина, как и Польша, имеет очень положительный опыт от проведения Евро-2012 в
нескольких аспектах. Во-первых, рост движения посещаемости. В 2012-м по
подсчетам польского министерства туризма и спорта, во время Евро Польшу
посетили 677 тыс. туристов и болельщиков из 123 стран мира, что дало нам
возможность больше заработали.
- И сколько же вы заработали?
- Чистый доход Польши от проведения чемпионата по
футболу в 2012 году превысил запланированные показатели на 33% и составил около
270 млн евро.
- Интересно, как вам удалось это подсчитать? К примеру, в Украине с такой
статистикой возникают трудности...
- Наверное, это связано с тем, что такие подсчеты в
Польше не является единовременным событием. Мы ежегодно подсчитываем общие
доходы от туризма, потому что кроме данных относительно величины движения (она
отражает то, как важна для нас отрасль туризма, как участок народного
хозяйства) является также и сфера экономики. Здесь используем сателитарний
метод подсчета и статистическую методологию.
Нас по-другому оценивают партнеры по бизнесу, хотя
бы в контексте организации спортивных, культурных или экономических событий.
Также, по случаю Евро-2012 мы базировались на
примерах Олимпийских игр в Барселоне. Анализировали то, как Испания
подсчитывала свои выгоды и известный "барселонский
эффект”, который многократно был повторен. Также такой подсчет применяем,
потому что эти данные известны. Поэтому знаем, что туристическая отрасль в
Польше в 2000-м наработала 6% суммы добавленной стоимости всех отраслей
народного хозяйства. А это очень позитивный результат, что дало толчок развитию
туристических поездок в Польшу!
В
Польше хорошая инфраструктура, которая после еврочемпионата только
улучшилась...
- Да, это второй положительный элемент, который
остался и работает для Польши после организации евротурнира. Инфраструктура -
улучшилась в широком понимании. То есть, дорожная инфраструктура и гостиничная.
Все, что готовилось к турниру теперь работает на улучшение туристического
движения.
В частности, увеличилась пропускная способность
аэропортов, возобновились железнодорожные вокзалы. Это бесспорно позволяет
сейчас развивать туризм лучше. И последнее - лицо страны, то, что всегда
подчеркиваю. Считаю, что это чистая добавленная стоимость. Через совместную
организацию такого мероприятия. Внимание! Доброй импрезы, ведь еврочемпионат
оценен очень хорошо.
Взаимно
учимся и тоже "подсматриваем” ваш опыт
Поэтому лицо Украины, как и Польши, на международном
рынке диаметрально меняется. Нас по-другому оценивают партнеры по бизнесу хотя
бы в контексте организации спортивных, культурных или экономических событий. В
2016-м Вроцлав будет европейской столицей культуры, что станет очередным интересным
вызовом и элементом для продвижения Польши. В этом, несомненно, заслуга
Евро-2012.
- Львов активно развивает туризм. Госпожа Катажина,
что можете посоветовать львовским чиновникам на тему качественного туризма?
- Не могу что-то особенное посоветовать. Видно, что
туризм и туристический движение в Украине развивается. Польша в этом
направлении сотрудничает с Украиной. Взаимно учимся и тоже "подсматриваем”
ваш опыт. Например, категоризация туристических объектов разработана в Польше,
но украинская сторона тоже ее использует.
Раньше в разговорах обращали внимание на
функционирование так называемой национальной туристической организации, которая
комплексно отвечает за туристическую рекламу края, а так же за организацию туристических
поездок в Польшу. Думаю, что это правильно поставленный вопрос, ведь в одних
руках будет сосредоточена работа, что позволит строить эффективные
маркетинговые планы. Могу стать советником в ожиданиях польских туристов, в
частности, предложение может их заинтересовать.
Думаю, туристические институции Украины успешно применяют и знают информацию,
которую поляки охотно используют. К примеру, предложения культурного и
активного туризма. Это все складывается вместе и показывает, как туристическое движение из Польши в Украину постепенно растет.
- Прошу сказать, сколько украинских туристов едут в
Польшу и активно поляки едут к нам?
- Доля украинских туристов в Польше возросла,
особенно это связанно с изучением украинцами возможности получения высшего образования в Польше. В
частности, в прошлом году Польшу посетили 1,9 млн украинцев, это 13,5% от
общего количества иностранных туристов и на 23% больше, чем в 2011-м.
Польско-украинские отношения в области туризма являются очень успешными,
особенно через год после важного события - совместной организации Евро-2012.
Теперь мы можем подвести итоги и запланировать следующие совместные действия.
Расскажите,
пожалуйста, на каком этапе проект стратегии развития Карпат
- Польша и
Украина являются участниками Рамочной конвенции об охране и устойчивом развитии
Карпат, принятая в 2003 году. И среди
стран, которые подписали эту конвенцию, именно Украина и Польша могут быть
примером наполнения реальным содержанием
этой конвенции.
Если удастся подписать и реализовать эту стратегию,
то на будущий год это было бы хорошим основанием получить средства от ЕС для
реализации Стратегии развития Карпат. Принятие совместной Стратегии развития
станет основой для конкретных мероприятий в будущем.