Польский
опыт в Украину, что бы построить цивилизованное государство.
После
развала коммунистического режима в Польше возникла проблема перехода от
командно - административной системы и стиля управления к демократическим нормам
управления.
В
стране была проведена эффективная реформа самоуправления, однако проблемы,
которые лежали в этической и личностной плоскости его функционирования,
оставались: дела решались медленно, клиент воспринимался, как навязчивый человек, а служащий, как
лицо, которое стоит
гораздо выше по иерархическому делению чем клиент ...
Серьезную
помеху развитию сел, поселков и городов составляла коррупция, которая достигла
невероятных масштабов. Решить эти проблемы, применяя исключительно
государственный инструментарий было невозможно. Поэтому в 2004 году
началась одна из самых успешных общественных акций в стране - «Прозрачная
Польша». Среди других, инициатором и организатором акции стали: Фонд развития местной
демократии и крупнейшая польская газета - дневник «Газета выборча».
Модель
"Шести принципов хорошего управления", на которых базировалась акция
- является комплексом конкретных мероприятий, которые позволяют
усовершенствовать работу органов местного самоуправления с жителями , повысить
прозрачность работы и доверие в обществе, включить общественность в решение
проблем, стоящих перед местной общиной. Эти меры основываются на 6
принципах, которые названы: прозрачность, привлечения граждан, предсказуемость, профессионализм, отчетностьи нетерпимость к коррупции.
Внедрять их взялись почти 700
органов местного самоуправления Польши, что составляло около 30% от их общего
количества. Ими было получено более 400 сертификатов успешного выполнения
задач проекта. Реализация этих мероприятий в польских самоуправляющихся структурах
позволила вывести местное самоуправление в Польше в число уважаемых институтов
как с точки зрения эффективности работы, так и с точки зрения доверия граждан.
"Прозрачная
Польша» по праву признана одной из самых успешных общественных антикоррупционных
инициатив в Европе. Внедрить аналогичный проект в Украине задались целью
Институт демократии имени Пилипа Орлика (Черкассы, Украина) и Щецинский
региональный центр Фонда развития местной демократии (Щецин, Польша). Очередным
мероприятием «Прозрачной Украины» стала программа «Прозрачная Украина для
Восточного партнерства. Медийное и общественное содействие», рассчитанная
для журналистов и представителей общественных организаций. С 22 по 30
сентября 2011 года состоялся студийный визит украинских журналистов до Щецина, месяц назад подобное обучение было проведено для
общественных деятелей.
Обновление 06.01.2014 года.
Проект «Прозрачная Польша»
Проект «Прозрачная Польша» инициирован в 2003 году газетой «Gazeta Wyborcza», польско-американского фонда Свободы и Фонда Стефана Батория, в сотрудничестве с Всемирным банком и Центром гражданского образования. Исполнителем проекта бывшего Фонда местного развития демократии.
Фонд Стефана Батория разработал модель Прозрачных муниципалитетов, развитие которых создало методологическую основу для проведения общенационального социального действия в пользу прозрачности управления и принятия решений польских муниципалитетов.
Четвертый этап был завершен осенью 2007 года, местные органы власти, которые в сотрудничестве с НПО и жителями улучшили практику управления, стремясь искоренить коррупцию и другие формы патологии.
Представитель Фонда принял участие в Совете проекта.
Цель демократии в действии является повышением участия граждан и общественных организаций в общественной жизни и содействие гражданской ответственности за качество польской демократии. Важной проблемой польской демократии является низкое качество общественной жизни. Это связано со слабостью с одной стороны политических элит и демократических институтов, а с другой стороны низкой активностью граждан.
Поляки до сих пор очень мало использование свои права, включая право влиять на политику и решения, принятые властями. НПО могут изменить эту ситуацию. От их компетентности и приверженности и способности мобилизовать различные фоны и общественности во многом зависит от улучшения работы государственных учреждений, а также поддержку их функционирования на принципах эффективного управления.
{P.S.} Уважаемые читатели! Очень прошу, высказывайте свое мнение и пожелание в комментариях, пишите на почту. Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой со своими друзьями, для этого кликните по кнопкам социальных сетей, которые расположены чуть ниже. Спасибо, что сделали доброе дело.