Острожская академия: здесь учатся будущие министры и
президенты
Будущая элита нации - так говорит о своих студентах
ректор Национального университета "Острожская академия" Игорь
Пасечник. С не меньшим пафосом рассказывает ректор и о достижениях учебного
заведения, и, очевидно, имеет для этого основания. Чуть ли не в каждом областном центре есть вуз
гуманитарного профиля. В частности, и в Ровно такой вуз есть. Однако дети со
всей Украины приезжают поступать в Острог. Чем вы привлекаете абитуриентов?
- Наше учебное заведение мы относим к классическим университетам, которые
объединяют гуманитарную и общественную сферы. Мы предлагаем почти все
гуманитарные специальности, а также те, что относятся к общественной сферы:
экономику, экономическую теорию, экономику предприятий, учет и аудит,
экономическую кибернетику. Реальные достижения Острожской академии и является
той мотивацией, что побуждает абитуриентов поступать до нашего учебного
заведения.
Можно уделить внимание нескольким факторам. Во-первых, история Острожской
академии. Историей князей Острожских считают за честь заниматься столичные
вузы, ею очень интересуются за рубежом, особенно в Польше. Каждое наше открытие,
какой-то страницы истории создает сенсацию, а это для нас позитивный имидж.
Во-вторых, в те времена, когда процветала коррупция в высших учебных
заведениях, все подтвердят, что в Острожскую академию поступали без взяток.
Нам удалось с невероятными усилиями на фоне сплошной
коррупции в стране создать не коррумпированное учебное заведение. В-третьих, в
Острожской академии работают молодые преподаватели, что выделяет ее среди всех
других заведений, в которых средний возраст профессора - 55-60 лет.
Американская и европейская науки так быстро идут
вперед том, что в их средний возраст докторов наук - 33-35 лет. Такой возраст
имеют в среднем и преподаватели Острожской академии. Эти молодые люди уже
защитили кандидатские, докторские диссертации, знают два-три иностранных языка,
прошли стажировку за рубежом и читают свои авторские курсы.
Наши студенты сейчас учатся в зарубежных вузах, и они не чувствуют разницы
между обучением в Острожской академии и университетах Нидерландов, Швеции,
Германии, США. В-четвертых, за 18 лет мы сумели создать такую материальную
базу, которая позволяет на достаточно высоком уровне осуществлять
научно-исследовательскую работу. У нас есть единственная в Украине виртуальная
библиотека, которая работает в сети мировых электронных библиотек. Можно
сделать такие виртуальные библиотеки в других университетах? Элементарно.
Поставить компьютеры и провести Интернет. Но будут ли они работать? Не будут,
потому что тот, кто садится за компьютер, должен свободно владеть английским
языком. Все студенты Острожской академии им владеют. И это еще одна мотивация
абитуриентам поступать к нам, потому что сейчас почти все выпускники школ знают
английский язык довольно неплохо, а в нашем университете ее подтягивают к
совершенству. Как результат ежегодно более 20 наших студентов становятся
победителями Всеукраинских студенческих олимпиад, конкурсов студенческих
научных работ, которые организует Министерство образования и науки Украины.
Кроме того, сотни студентов побеждают в отраслевых, специализированных
соревнованиях и конкурсах всеукраинского и международного уровня. Наш
университет занял второе место среди 20 классических университетов в
классификационном рейтинге Министерства образования и науки Украины
относительно эффективности научно-исследовательской работы.
В-пятых, это быт и студенческая жизнь: студенческие театры, 18 знаменитых
танцевальных ансамблей, хоры, 20 спортивных секций, софтбольная
команда университета играет в высшей лиге. Жизнь академии наполнена
чрезвычайно. Достаточно сказать, что студенты Острожской академии чаще бывают в
театрах Варшавы, Львова и Киева, чем варшавяне, львовяне и киевляне. Каждую
субботу и воскресенье курсируют наши автобусы, которые возят студентов. Мы
приглашаем сюда симфонические оркестры, известных певцов и музыкантов. Студенты
не чувствуют, что они живут в провинции.
- Каким вы видите будущее университета, какие новые специальности планируете
открыть?
- Чтобы открыть новую специальность, сначала нужно под нее создать материальную
базу. Возможно, в следующем году открывать специальность "обслуживание
атомных реакторов", то есть атомную физику. Есть потребность в таких
специалистах, учитывая соседство двух атомных электростанций. Далее академия
будет работать над совершенно новыми проектами, которые связаны с естественными
науками: ИТ-технологии, ядерная физика, прикладная математика. Мы будем
открывать механико-математический факультет, поэтому сейчас формируем
преподавательский состав и в ближайшее время будем проходить лицензирование по
направлениям, которые я назвал.
Будущее Острожской академии я вижу с максимально пятью тысячами студентов
(сейчас есть три тысячи студентов. - Ред.). Не может в элитном учебном
заведении учиться больше. Конечно, крупные ВУЗЫ должны быть, но у них
единственное призвание - давать диплом, готовить специалиста. Когда мы говорим
о том, чтобы готовить не просто специалиста, а человека с определенными
моральными качествами, то это должно быть небольшое заведение.
Каждая страна имеет свои небольшие вузы, где формируются и учатся будущие
министры или президенты. Думаю, что Острожская академия имеет полное право
претендовать на звание такого вуза.
- Вступительная кампания 2013-го будет отличаться от предыдущих?
- Если от предыдущих трех, то ничем. Внедрение внешнего независимого оценивания
ежегодно приводит к все большему снижению интеллекта выпускников школ. У меня
такое подозрение, что школы переключились на то, чтобы научить ученика, как
правильно ставить "птичку" в тесте. Но, к сожалению, ни мыслить, ни
запоминать, ни концентрировать внимание не учат. Такая беда не только у нас, а
везде, где тесты применяют как основной метод оценки человека. Сейчас
университеты доходят до того, что как и в 30-х годах, создают так называемые
группы выравнивания, чтобы подтянуть таких студентов хотя бы до элементарного
уровня, чтобы они могли учиться в вузе.
- Какова же, на ваш взгляд, идеальная система поступления?
- Конкурс аттестатов. А на отдельные специальности должен быть творческий
конкурс, чтобы было непосредственное живое общение. Но в школах нужно так
построить учебный процесс, чтобы мы доверяли аттестатам. Или по крайней мере
позволить университетам самим выбирать, по какому принципу принимать на
обучение студентов. Думаю, что у нас скоро вообще отомрет понятие
"государственный диплом". А будет так, как во всем мире: студентам
будут выдавать диплом конкретного вуза. А уже проблема вуза, имеет ли он на
рынке труда авторитет, или нет. Если вы окончили Гарвардский университет, вас
всегда примут на работу.
Я знаю, что 94% выпускников Острожской академии трудоустроены. Работодатели
приезжают к третьекурсников и уже делают заказы на наших выпускников. Но чтобы
держать планку, чтобы работодатель был интересен наш выпускник, мы должны
давать ему до сорока сертификатных программ. Наш студент, например, не только
юрист, а юрист, который знает несколько иностранных языков, который прекрасно
работает в ИТ-технологиях.
У нас уже пятый год работает профессор из Китая, и мы имеем уже более десяти
групп по изучению китайского. Потому что Китай делает экономическое чудо, он
семимильными шагами развивается. А люди, которые хотят строить свой бизнес,
сразу ориентируются, что нужно знать язык страны, с которой можно успешно
сотрудничать. Острожская академия реагирует на запросы рынка, и это дает нам
возможность успешно работать.
- Есть ли среди ваших студентов, которыми вы так хвастаетесь, такие, еще
отстают в учебе?
- Около 8% студентов мы отчисляем. Они не выдерживают ритма, который является в
Острожской академии. Чтобы знания откладывались, их нужно закреплять ежедневно.
Если студент не будет активным в течение семестра, он не получит нужного
количества баллов и не сможет сдать экзамен. Даже если на самой сессии отвечать
на отлично, в результате можно получить не больше двойки. На экзамен мы отводим
50 баллов, а тройка у нас - 61 балл. Это заставляет студента постоянно ходить с
книгой. Незначительная часть первокурсников такого бешеного ритма не
выдерживает. Еще часть студентов отчисляем за низкий уровень знаний на сессиях.
Однако студентов, которые на двойки сдают сессию, мы сразу не отчисляем.
Предоставляем консультаций столько, сколько пожелает студент, создаем группы,
где собираются студенты, которые не могут освоить определенный предмет. После
этого студент идет на пересдачу и может даже получить "отлично".
Бывают казусы, золотых медалистов с высокими показателями ВНО мы отчисляем,
потому что они не смогли адаптироваться. У нас создана группа психологов,
которые работают с первокурсниками, чтобы адаптировать их к требованиям и
обучения в нашем заведении.
- А практикуют в Острожской академии какие-то бонусы для тех, кто хорошо
учится?
- Так называемых автоматов при сдаче экзаменов у нас нет, как и в Европе или
Америке. Наоборот, мы хотим настолько систему экзаменов сделать жесткой, что
для этого оборудуем две аудитории семью видеокамерами. Кроме того, за
студентами во время экзамена будут следить специальные ассистенты, чтобы
студент не мог использовать ни одной техники. Ведь известно, что студенты
большинство своего интеллекта тратят не на то, чтобы освоить дисциплину, а на
то, чтобы усыпить бдительность преподавателя.
Я знаю систему сдачи экзаменов за рубежом: там только студент нарушил любое
правило, его сразу выставляют из аудитории. Мало того, за рубежом нет такого,
что можно по несколько раз пересдавать, как у нас. Там студенты вынуждены
повторно платить деньги и слушать курс. Вот почему такие
высококвалифицированные специалисты за рубежом, потому что они не списывают, не
учатся за взятки, а осваивают знания самостоятельно.
Однако у нас есть и система поощрения: студентам, которые учатся успешно, мы
даем на весь период обучения возможность бесплатно пользоваться ноутбуком и
Интернетом. Это хорошее подспорье для студентов, особенно из бедных семей.
Кроме того, существуют различные гранты, поездки. Только этого семестра 104
студентам мы выдадим гранты стоимостью от 300 до 500 долларов. Каждую осень
Леонид Кучма вручает нашим студентам гранты на 10-12 тысяч гривен. Если студенты
принимают участие в различных конкурсах, ведут здоровый образ жизни, активны не
только в учебе, но и в общественной жизни, они могут получить такие гранты,
которые будут содержать не только себя, но и свою семью. Особенность Острожской
академии в том, что все, кто хорошо учится, обязательно ее заканчивают
независимо от формы обучения.
- Острожская академия имеет большой опыт сотрудничества с зарубежными учебными
заведениями...
- У нас есть соглашения более чем со 100 ведущими университетами мира. Если
раньше подписывали соглашения о сотрудничестве, то теперь заключаем договоры,
которые бы имели практическое значение. Например, обмен студентами, издание
двойных дипломов, проведения совместных научно-исследовательских работ. У нас
тесное сотрудничество с университетами Польши, Венгрии, США, Великобритании,
Испании, Беларуси и других стран. Однако наибольшая сотрудничество с Канадой.
Канадское правительство финансирует программу, благодаря которой 60 студентов
Острожской академии обучаются семь месяцев в Канаде, а канадские студенты
столько же в нас. Это единственная украинско-канадская молодежная программа,
которую финансирует канадское правительство. Очень плодотворная у нас
сотрудничество с Варшавским университетом, с которым мы входим в консорциум и
уже подписываем дополнительное соглашение о выдаче двойных дипломов: магистры
Острожской академии смогут получить дипломы магистра Острожской академии и
Варшавского университета.
Среди студентов ОА распространено мнение о том, что каждый, кто прикоснулся к
овеянных легендами святых стен первого высшего учебного заведения Восточной
Европы, то уже ничем не болеет, а только своей Alma mater.
Записала Алла САДОВНИК. Источник, газета "Рівне вечірнє"
|