Статьи о польском языке, как быстро выучить польский язык, как учить польский язык самостоятельно, как учить польский язык на курсах польского языка в Польше
Советы украинским абитуриентам, как поступить в Польский университет, как найти жилье, как получить стипендию, как выучить польский язык, как найти работу в Польше.
Нынешние
абитуриенты уже сдали свои пробные тестирования. Определенным образом оценен
уровень знаний, а настоящее ВНО, в Украине, грядет в июне. Несмотря на все
попытки усовершенствовать или вообще отменить тестирование, процедура
фактически та же, что и в прошлом году, - абитуриенты будут поступать в вузы на
основе сертификатов.
Внешнее независимое оценивание (ВНО) в Украине не критикует разве что
ленивый. С недавних пор среди недовольных даже МОН. По данным Киевского
международного института социологии (КМИС), регулярно мониторит этот вопрос,
осенью ученики, родители и школы с уже устроенными в то время выпускниками
лояльны к ВНО, чем весной. При этом вузы, в частности, НаУКМА, до сих пор
пытается бороться с этой системой оценки знаний.
2010-го при содействии Украинского студенческого союза (УСС) стартовала
информационная кампания «Введение без взятки», что кроме всего предусматривала
проведение открытых уроков в школах. Активисты-студенты стремились
проинформировать родителей и абитуриентов по существу ВНО, рассказать о
собственном опыте поступления по этим тестам в высшие учебные
заведения. Кроме Одесской, Николаевской и Киевской областей особой огласки
эта кампания не получила, и это логично: ведь надо было договариваться с
местными управлениями образования и науки, администрацией школ,
преподавателями, и объяснять, почему это нужно абитуриентам, - в школах мало кто хотел идти на уступки.
Однако УСС не остановилась на этом. Прошли ряд «круглых столов» с участием
народных депутатов парламентских комитетов по вопросам образования и науки,
экспертов национального и региональных центров оценивания качества
образования. 14-16 апреля состоялась международная встреча на тему,
участниками которого стали эксперты по вопросам образования из Азербайджана,
Литвы, Германии, Польши, России и Украины. В результате этого начала свою
деятельность международная сеть экспертов в сфере внешнего независимого
оценивания, которые будут консультировать Украину относительно дальнейших
реформ в области высшего образования и внедрения внешнего независимого
оценивания, а также помогать популяризировать преимущества ВНО в СМИ и
социальных сетях, обеспечивать сохранность внешнего независимого оценивания
как единого экзамена, что позволяет абитуриентам поступать в высшие учебные
заведения.
Сторонник новой сети, доктор математических наук Марк Зельман, который имеет
пятнадцатилетний опыт в сфере разработки тестов (SAT, GRE, GMAT) в Принстоне
(США), рассказал об особенностях системы в различных странах. Главное
различие между тестами - что неоднократно было отмечено - заключается в разнице
между политическими и социальными условиями в странах США и Европы. Любые тесты
следует рассматривать как социально ориентированные, то есть их создание и
оценка преимущественно зависят от конкретных социально-политических
настроений.
Если в США
давно существуют так называемые тесты на способности (ability tests), то у нас
они только в стадии разработки. Такие топовые университеты, как Гарвард,
Принстон, были первыми, кто использовал assessment ability - оценка людей по их
способностям, в частности, способностями к обучению. В Украине же даже
ведущие университеты не имеют возможности внедрять новшества и вынуждены
подчиняться действующему законодательству. Например, в 2009 году при
поступлении в НаУКМА на добровольной основе абитуриентам впервые было предложено
написать тест на способности.
Вот как
рассказывает об этом один из участников того тестирования, нынешний студент
«Могилянки» социолог Роман Дрямов: «Сравнивать можно могилянские тесты и
ВНО. Тесты на способности - совершенно другие. Но если уж выбирать
одно из двух, то первенство, несомненно, за ВНО. Чтобы такая методика была
более-менее адекватной, сначала нужно много экспериментировать с группами, где
эти параметры известны. Учитывать возрастные, культурные, социальные
различия. А тут - как нам тогда объясняли - просто скопировали
американский метод. Получилось, не по украинским реалиям».
В Великобритании оценка экзаменов происходит по шкале «A-level».Однако
разработчики этого тестирования поняли, что такой тест дискриминирует
абитуриентов, ведь доступ к знаниям у всех разный. Поэтому уже 3-й год в
«туманном Альбионе» введен пилотный проект, который проводит, собирает и
анализирует данные подобных тестирований. Он называется pilot ability -
это пробный тест на оценку способностей, который должен учесть все социальные
слои в стране, и «загнать» всех в одинаковые рамки. Упомянутый Марк
Зельман также признался: при разработке аналогичных тестов в США было выявлено,
что они дискриминируют афро-американцев. Тесты были отправлены на
доработку.
В Украине ситуация напоминает Великобританию, если говорить о направленности
тестов на проверку знаний, а не способностей. Это связано с тем, что
украинские абитуриенты сразу выбирают ВУЗ и специальность. Американские же
студенты просто выбирают вуз, где в течение последующих 3 лет самостоятельно
определяют любимые предметы.
Иностранные специалисты отмечают и то, что результаты тестов за рубежом
оспаривают в судах. У нас результаты обжаловать можно только в течение 3
дней с момента получения результатов тестирования. А о конкретном времени
и дате апелляции абитуриент может узнать, только самостоятельно позвонив в
центр оценивания качества образования.
И если в
Украине апелляция заключается в повторной проверке результатов тестов с
невозможностью их дальнейшего обжалования, то в США даже существует термин
«погрешность измерения». Она означает возможность ошибки преподавателей
при оценке способностей абитуриента. Если такой факт выявляется,
абитуриент получает компенсацию деньгами.
Но Великобритания и США весьма далеки от украинских реалий. Стоит напомнить что
изначально ВНО - это тесты вместо выпускных экзаменов. Но в 2008 году,
когда эти тесты уже были обязательными, абитуриенты сдавали ВНО в
апреле. В то время они официально не изучали еще 2 месяца учебной
программы. Через год выпускники писали тесты все равно в мае, и только с
прошлого года после окончания учебного года - в июне.
В Польше и Литве ВНО расценивают как выпускные тесты. А в Украине
результаты тестирования уже является одним из главных документов при
поступлении в вузы. Только для творческих специальностей до сих пор
разрешено вступительные испытания.
Кроме проблемы качества тестов замечания по процедуре самого
ВНО. Например, в вопросе рейтинговости. Она формирует оценочную
шкалу, где после 200 следующей наивысшей оценкой может быть 198. До сих пор
неизвестно, почему, имея даже 3 ошибки, можно получить идеальное 200. А
разница между получением в сертификате 167 или 165 баллов может в шкале иметь
разницу в 10 ошибок.
Еще одним проблемным местом является прозрачность процедуры написания
тестирования. У нас абитуриентов выпускают в туалет, они имеют реальную
возможность заглянуть в шпаргалки. Или позвонить маме, которая сидит у
Интернета. Или написать sms-ку. В той же Грузии тестирование проводят
в крупных университетских аудиториях или на площадях, где все снимают
камеры. Там любые нарушения будут замечены и абитуриент сразу будет снят с
процедуры написания тестов.
У абитуриентов также возникают вопросы относительно уровня компетентности
составителей тестов и последующей оценки результатов. Для этой процедуры
следует привлечь не школьных учителей, а профессоров топовых высших учебных
заведений Украины. Ведь именно они заинтересованы в приеме умных и
мотивированных абитуриентов ...
Еще одной важной проблемой является расхождение между тем, что учат в школе, и
тем, что требуют на тестировании. Разработчики ВНО убеждают, что тесты
разработаны в соответствии с рекомендованными Минобразования учебных программ,
и «дети просто ничего не хотят учить». Проблема действительно в том, что
тесты действительно должны соответствовать политико-экономическим условиям в
стране. В Украине не хватает денег для достойной зарплаты
преподавателям. Последние, в свою очередь, не будут должным образом учить
детей. А те не смогут самостоятельно поступить в ВУЗ.
Не предусмотрено средств и для первоклассных специалистов, которые могли бы
заниматься разработкой инструментария для оценки знаний и способностей
поступающих. Если в США для этого уже существует отдельная наука,
украинские ученые вскоре только начнут читать исследования по Интернету. К
разработке же собственной методологии дело дойдет нескоро.
Как известно, в начале 2010-го учебного года хотели вообще отменить процедуру
тестирования в Украине. А сейчас невозможно пролоббировать вопрос
закрепления ВНО на законодательном уровне в органах власти - никто из
действующей власти в этом не заинтересован. «Наверху» также не
заинтересованы и в том, чтобы абитуриенты получали высшее образование, становились
бакалаврами и магистрами. Как иначе воспринимать уменьшение количества
бюджетных мест и финансирование отдельным университетам, которые и так не было
денег для проведения собственных исследований, закупки нужной литературы и
т.д..
В ходе общения с иностранными специалистами в ходе упомянутой выше конференции
стало ясно одно: создать первоклассную процедуру тестирования и заключить
качественные тесты несложно. Кроме
определенного времени, это требует средств и заинтересованности действующей
политической власти.
Евгений Боклаг - ученик 10-А класса Гадячского гимназии, победитель облас-ных олимпиад по гео-графии и экономики, призер Всеукр-инской олимпиады по географии.
Энергия пои-ку всегда ведет Евгения к новому и неизведанному. Одноклассников и друзей поражает и восхищает неуемная натура Жени. Кажется, что он подталкивает всех к поиску, новых открытий и находок. Женя успевает везде: любит играть в футбол, готовит для одноклассников викторины, целенаправленно изучает компьютер, работает над рефератами, посещает факультативы. Но при этом - остается открытым и искренним в любой ситуации. Энциклопедии, справочники, компьютер вместе с одноклассниками является его добрыми друзьями, без которых он не может прожить ни дня. Настойчивость и чрезвычайная скромность - черты, которые отличают Евгения бочонков среди других учеников.
В этом учебном году Жени есть чем гордиться. Он - победитель районных олимпиад по 5-ти предметов - географии, экономики, математики, информатики, зарубежной литературы, победитель областных олимпиад по географии (учитель Любовь Васюта) и экономики (учитель Наталья Липивець).
С ранних детских лет Евгений увлекается географией. Ему было интересно изучать страны, природные комплексы, а впоследствии это увлечение переросло в необходимость любимое занятие. Его учителем географии есть Любовь Васюта, которая передает свои знания, вкладывает в Женю частичку своего сердца. В марте 2009 года Евгений принимал участие во Всеукраинской олимпиаде по географии в городе Запорожье и получил ИИИ призовое место.
Евгений Боклаг - победитель школьного рейтинга популярности "Человек года-2008". Кстати, в этом рейтинге он побеждает третий раз. Парень является школьным координатором и участником эконо-мической Интернет-игры "Меsе". Также Женя ежегодно принимает участие во Всеукраинском математическом конкурсе "Кенгуру" и физическому - "Львенок". Он возглавляет команду "Ника", которая является постоянным победителем интеллектуальной игры "Что? Где? Когда? ". Ученик создал проект "Выдающиеся личности на купюрах Америки и Украины". Евгений стал победителем Всеукраинского турнира "Может ли Украина стать туристической Меккой?", А сейчас готовится к конкурсу "Новейший интеллект Украины", который будет проходить в Киеве.
Более 10-ти лет Евгений Боклаг участвует в телевизионной интеллектуальной игре "Самый умный", несколько раз был финалистом этой передачи. Он - постоянный член международного клуба "Найрозум-ниши". Женя понимает, что именно гимназия дала ему свет знаний, вырастила душу и сердце. Одноклассники, друзья и учителя желают ему уверенности в своих силах и удачи.
Артем Булыга - ученик 7-Б клас-су Гадячского ОИМ-Нази, член клуба "Самый умный", победитель об-ласно этапа Всеукраинского конкурса "Читатель года" среди учащихся 7 классов.
Книга - источник знаний, мудрый советчик, верный и добрый друг. Она учит по-настоящему дружить, быть достойными детьми своей земли. Человек, который много и вдумчиво читает, не только углубляет свои знания, расширяет кругозор, но и учится самостоятельно мыслить, анализировать, образно выражать свои мысли. Именно такого "учителя" в жизни выбрал себе Артем. Научная, художественная, фантастическая, историческая - любая из них может стать его другом. Именно книга дает ему ответ на все вопросы. Благодаря любви к чтению Артем одержал победу в областном этапе Всеукраинского конкурса "Читатель года".
Люди, где бы они ни жили - среди цветущих долин или среди суровых снегов, на берегах теплых морей или в засушливых степях - стремятся получить высокие достижения в своих начинаниях. Поэтому и Артем неоднократно добавлял к своей коллекции наград очередную победу. Среди его достижений - победа в конкурсе знатоков украинского языка имени П. Яцика: 3-е место - в 2006 году, 2-е - в 2007-м, 3-е - в 2008 году; в областном конкурсе по сольфеджио (2-е место, 2008 год), областном конкурсе "Золотая пектораль" (2007) с театральной студией "Театр куклы", 2-е место в конкурсе "Малая академия искусств". Истрия, география, язык, литература, шахматы, музыка - это неполной ный перечень интересов Артема, и в каждом из них он стремится к совершенству.
Школьные, городские, районные, об-областным, всеукраинские, международные ко-нкурсы и соревнования - природная стихия Артема Булыги. Ему подо-баеться испытывать себя, свои знания, чувствовать конкурентно-способным, ощущать сильного супер-ника в борьбе.